Внутренняя пружина:
Фасциальные адаптации при динамических нагрузках
Фасциальные адаптации при динамических нагрузках
Большинство практикующих Пилатес знают, что если они будут правильно и старательно выполнять упражнения, то получат в результате сильное тело, у них ничего не будет болеть, и даже в глубокой старости они будут чувствовать себя замечательно. Однако практиковать необходимо регулярно. Возникает вопрос: можно ли справиться с травмой и не заниматься больше, сохраняя при этом достигнутый результат? Если упражнения не были необходимы для нормального функционирования до травмы, почему они по-прежнему необходимы для поддержания здоровья после восстановления?
Я бы ответил следующим образом: все зависит от того, что именно было травмировано и как было восстановлено. Травмируются не только мышечные волокна и фасции, разрушается множество тонких связей нервно-мышечной синхронизации, изменения включают в себя не только целостность тканей, но и очень конкретное физическое качество - упругую деформацию. Небольшие изменения в длине, весе, толщине тканей, расположении и распределении волокон резко повлияет на природную частоту биомеханического узла и, следовательно, на взаимодействие и время, необходимые для достижения гармонического резонанса в группе биомеханических узлов в движении.
Сложность координации таких движений - далеко за рамками данной статьи, но достаточно сказать, что, просто меняя тонус мышцы, мы меняем ее природную частоту, что еще более усложняет задачу синхронизации сил в теле. Некоторые из вас могут спросить, зачем вам, собственно, такой высокий уровень координации, и возможно ли это в принципе, и как это может нам помочь в реабилитации после травм?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мне нужно будет рассказать вам о моем почти тридцатилетнем пути к пониманию тонкостей биомеханической оптимизации и контролируемой регенерации тканей.
Позвольте мне поделиться с вами головоломкой. Двадцать два года назад я познакомился с мужчиной, страдающим хронической болью в области шеи. Несмотря на многочисленные консультации, медицинское сообщество зашло в тупик, они так и не смогли диагностировать причину его боли или предложить решение проблемы. Единственной возможной причиной была давняя хлыстовая травма.
Меня заинтересовал этот случай, и я стремился исследовать состояние его тела, и амплитуду движений. Боль сильно сковывала шею, и ему приходилось прикладывать огромное количество сознательных усилий, чтобы удерживать голову вертикально. Когда я начал с ним работать, то обнаружил специфическое качество тканей шеи: не смотря на то, что он умел расслаблять свои хорошо развитые мышцы, я почувствовал неестественную мягкость и отсутствие динамизма свойственного здоровым тканям.
Мышцы шеи устроены таким образом, чтобы поддерживать голову и обеспечивать двигательные функции, сохраняя равновесие. Хлыстовая травма – это повреждение шейного отдела позвоночника при внезапном изменении положения головы в результате внешнего воздействия, например при автомобильной аварии. Это резкое движение шокирует мышцы, что часто приводит к спазмам, микротравмам, и ограниченной подвижности. Почему же хлыстовой удар продолжают связывать с хронической болью? Было очевидно, что традиционные подходы к восстановлению после этой травмы не работают. Что я не вижу? Что упускает традиционная медицина?
Следуя своим инстинктам, я предположил, что этoт недостающий пазл - это качество эластичности и динамизма, свойственное фасциям. Касаясь его шеи, я пытался повторить те же ощущения в своем теле, чтобы понять специфику его энергии. Я вспомнил, как в детстве подтягивался на турнике. Тогда я сам научился легко делать десять или пятнадцать повторений практически без усилий, однако мой преподаватель физкультуры раскритиковал мою технику. Но как только он исправил мою технику, я обнаружил, что едва мог сделать три или четыре подтягивания подряд.
"Неправильность" моей техники заключалась в том, что я полагался на упругость своих сухожилий, чтобы «выпрыгнуть» из висячего положения в подтягивание. В то время я уже начал осознавать, что движения более одаренных спортсменов имеют особое качество, как будто в их теле что-то приводится в действие броском. Они не просто постоянно контролируют технику своих движений, как в ситуации с "правильной" техникой подтягиваний; вместо этого они двигаются достаточно небрежно, но динамично, интуитивно, но эффективно.
Этот детский опыт послужил началом жизненного поиска оптимизации тела через раскованность, упругость и свободу. В течение этого пути я перестал смотреть на человеческое тело как на машину, состоящую из двигателей и передаточных механизмов. Взамен пришло новое видение – человеческое тело как набор резинок, пружин, блоков, и стержней (рис 1), оптимизированных с помощью динамического движения для гармонического резонанса.
Рисунок 1
Сегодня я понимаю это следующим образом: организм полностью адаптируется к тем условиям, в которых он находится, то есть динамические нагрузки предпочтительнее статических. Динамические условия тренировки реабилитируют фасции, а именно это имеет решающее значение для полного избавления от хронической боли, связанной с хлыстовой травмой. Понимание этого процесса сильно изменило мой подход к работе с обратившимся ко мне мужчиной, а также с другими пациентами, страдающими хронической болью, вызванной хлыстовой травмой.
Современная реабилитационная практика построена на работе с весом, повторениями, траекториями движения и нагрузки в кг. Основная цель в том, чтобы наращивать мышечную силу посредством линейного сопротивления под нагрузкой, аналогичной традиционной катапульте Magonel (рис 2). Тем не менее, мы не используем наши суставы, как простые рычаги. Если бы это было так, то вырабатываемое нами усилие и способность к поглощению усилия было бы на порядок ниже.
Рисунок 2
А теперь представьте, как стреляет рогатка. Как получается, что с рогатки можно забросить камень дальше, чем, например, с ложки, имеющую ручку такой же длины, как резинка рогатки? Прелесть рогатки заключается в способности резинки к упругой деформации. Резинка тянется с определенной силой, заключая эту силу в своей форме. Когда вы отпускаете резинку, то она возвращается к своей первоначальной форме, создавая пружинное действие. Именно эта особенность отличает Magonel от Баллисты, в которой арбалет используется в качестве основного способа получения силы (рис 3). Баллиста, с ее "метательным" механизмом рогатки, была способна выстрелить на большее расстояние, но с меньшей силой.
Рисунок 3
Неправильное использование тела и ограниченность современных подходов в реабилитации состоит в том, что они подходят к работе с природными катапультами нашего тела (фасции и сухожилия), как будто это не резинки, а веревки, не принимая во внимание упругую и пластическую деформацию, или же тренируют рычаги нашего тела поднимать тяжести для повышения мышечного тонуса. В природе живое тело постоянно подвергается динамическим нагрузкам, состоящим из постоянно меняющихся массы и ускорения. Если тело тренировать, используя равномерные усилия, то оно остается неподготовленным к динамически меняющимся ускорениям, присутствующим в природе.
Представляя себе тело, я признаю, что сложная структура наших суставов использует преимущества обоих механизмов. Представьте себе гибрид катапульты и рогатки. Появляется требушет, который и был создан для того, чтобы стрелять максимально далеко и сильно (рис 4).
Рисунок 4
Веревка в традиционном требушете заменяется резинкой, предлагая окончательный инструмент для ускорения и замедления. Работая с телом, постарайтесь рассматривать систему сухожилий и фасций именно как такой механизм. Это не просто работа с весом, речь идет о создании раскачивания в движениях, развития эластичности для достижения максимальной эффективности и здоровья.
Ноги кузнечика или язык гигантской пальмовой саламандры являются прекрасными примерами того, как требушет работает в природе. Саламандра может выбросить свой язык на расстояние в половину больше длины собственного тела, а это в 50 раз быстрее, чем моргнуть глазом. Несмотря на сравнительно небольшую массу, мышца этого языка производит наибольшую мгновенную мощность известную в животном царстве.
В случае и кузнечика и саламандры, движение происходит гораздо быстрее, чем может быть достигнуто за счет обычного сокращения мышц. Исследуя аналогичные возможности языка лягушки, ученые обнаружили три компонента: двигатель для получения энергии, пружину для накапливания энергии, и защелку, которая контролирует сроки разгрузки пружины. Это те же компоненты, что и в требушете. В моем понимании такой механизм присутствует в каждом креплении мышц человеческого тела, оптимизируя использование фасциальной эластичности в каждом движении.
Рисунок 5
Применяя эти принципы к человеку с травмированной шеей, стало очевидным что лучший способ решить его проблему это способствовать возникновению динамических нагрузок. Учитывая мое понимание принципов регенерации фасций, я начал тренировать его шею так же, как однажды научился подтягиваться на турнике. Мы стали вовлекать его мышцы, сухожилия, и окружающие фасции в движение одновременно, используя для этого упругие пружинистые усилия. Моей целью было научить его сухожилия и мышцы пружинить. Постепенно это качество начало развиваться и естественно проявлять себя. Он обнаружил, что ему больше не нужно постоянно держать голову, так как импульсы шли эхом вверх и вниз по его позвоночнику. Когда ушла постоянная необходимость поддерживать голову, мышцы перестали находиться в состоянии статического напряжения, и боль вскоре прошла.
Мой метод основан на имитации сложных условий именно в месте повреждения, создавая тонкую, но полную репликацию неврологических и нервно-мышечных сигнально-механических импульсов, которые вызывают регенерацию. Я достигаю этого процесса путем формирования симбиотического взаимодействия между моими тканями и поврежденными тканями клиента.
Формирование динамически изменяющихся условий в соответствии с природными качествами живых тканей и механизмов их адаптаций, продолжает играть большую роль в моей работе. Почти всю свою осознанную жизнь я был нацелен на изучение и исследование методов таких известных личностей, как Ида Рольф и Моше Фельденкрайц, а также даосских, йогических и боевых практик. Мой поиск заключалсь в том, чтобы выявить принцип адаптации тканей который, в моем понимании, делает эти искусства эффективными.
Я также обратил внимание, что тонкие аспекты метода Пилатес и его оборудование идеально подходили для создания динамических условий, необходимых для адаптации фасциальных тканей. Принципы и качества динамической упругости, которые я использовал в своей работе, были воплощены в пружинах и плавающих осях вращения, заложенных в оборудовании Джозефа Пилатеса.
Хотя не все практикующие рассматривают тренажеры как инструмент динамического воздействия на организм, я предпочитаю применять оборудование Пилатеса для физической терапии, благодаря его естественной синхронизации с телом и модульной простоте использования. Траектории и ускорения, которые заложены в возможностях этого оборудования, хорошо соответствуют эластичности фасции организма. Оно способствует упругости движения, предлагая практикующим новый опыт ощущения свободы, счастья, и координации.
Упражнения Пилатеса также предназначены для динамической оптимизации. После глубокого исследования и длительных размышлений я увидел, что хотя большинство движений - линейные, уникальность их в том, что при каждом из них тело внутренне двигается по кривой. Это позволяет практикующим обнаружить тонкую округлость артикуляций в пределах мягких тканей и суставов.
Я понимаю, что это может идти вразрез с мнением некоторых практиков Пилатеса, но я хотел бы призвать читателей временно отложить современные учебные материалы и вместо этого пристально изучить видеокадры, где Джозеф Пилатес сам выполняет упражнения или направляет движения других людей. Тщательно наблюдая за переходными моментами в движениях, вы обязательно заметите пружинящие действия, то есть он пытался научить тело именно упругости. Несмотря на то, что движения Джозефа Пилатеса могут показаться медлительными и равномерно скоординированными, вы сможете увидеть, как он обучает эластичности и упругости. Сила, полученная через его метод, заключается в объединении всего тела, а не изоляции / сегментации.
После того, как вы увидите естественную склонность организма к адаптации в динамических условиях, будь-то случай с хлыстовой травмой, или упражнения Пилатес, или развитие своих собственных методов, я призываю вас посмотреть глубже в фасциальные механизмы тела в каждом движении. Обратите особое внимание на изменения направления, позвольте организму испытывать инерцию, ускорение и замедление, и на то, как тело взаимодействует с окружающей средой.
Исследуйте упражнение:
Сотня – Демпфирование (гашение), Собственная частота и гармонический резонанс.
Тщательный анализ упражнения Сотня с полным обсуждением переходных импульсов, оптимизации и плюсов и минусов тренировки с целью увеличения размера мышц или приобретения тонуса требует отдельной статьи. В целях изучения тонкостей использования упражнения Сотня с точки зрения оптимизации функциональности, путем адаптации и синхронизации с гармоническим резонансом между деятельностью экстрафузальных вневеретенных мышечных волокон, ускорением мышечного веретена, удлинения и сокращения сухожилий, вам необходимо получить некоторый практический опыт в выявлении тонких ощущений в теле в рамках различных циклов активации.
Ниже приведена схема, которую я разработал для этой цели. Для того, чтобы ознакомиться с этим процессом, я рекомендую вам начать изучение Сотни с точки зрения эластичности и использования эластичности отдачи, отложив на время более распространённую инструкцию, запрещающую использование инерции.
Шаг 1 проследите за траекторией той части упражнения, где нет сопротивления.
Шаг 2. найдите точки пиковой нагрузки, которые мы будем определять как точки смены направления движения.
Шаг 3. Начните использовать эластичность отдачи, научитесь соответствовать естественным ускорениям и замедлениям в тканях под нагрузкой.
Шаг 4. научитесь улавливать импульсы, генерируемые мышечными сокращениями между удлинением и отдачей не только в сухожилиях, но и в связанных с ними фасциях.
Шаг 5. Научитесь пользоваться резонансом так же, как вы делаете это, катаясь на качелях: как только она достигает необходимой высоты, вы путем прикладывания минимального импульса заставляете ее менять траекторию движения.
Следуйте этой схеме, она поможет вам найти, разработать, и в конечном итоге поддерживать эластичность в ваших повседневных движениях.
Ниже приведена схема, которую я разработал для этой цели. Для того, чтобы ознакомиться с этим процессом, я рекомендую вам начать изучение Сотни с точки зрения эластичности и использования эластичности отдачи, отложив на время более распространённую инструкцию, запрещающую использование инерции.
Шаг 1 проследите за траекторией той части упражнения, где нет сопротивления.
Шаг 2. найдите точки пиковой нагрузки, которые мы будем определять как точки смены направления движения.
Шаг 3. Начните использовать эластичность отдачи, научитесь соответствовать естественным ускорениям и замедлениям в тканях под нагрузкой.
Шаг 4. научитесь улавливать импульсы, генерируемые мышечными сокращениями между удлинением и отдачей не только в сухожилиях, но и в связанных с ними фасциях.
Шаг 5. Научитесь пользоваться резонансом так же, как вы делаете это, катаясь на качелях: как только она достигает необходимой высоты, вы путем прикладывания минимального импульса заставляете ее менять траекторию движения.
Следуйте этой схеме, она поможет вам найти, разработать, и в конечном итоге поддерживать эластичность в ваших повседневных движениях.
Автор: Дмитрий Гринберг
Оставьте комментарий