Айкидо. Путь к себе.
Айкидо – сравнительно молодое боевое искусство, бережно собрано, отточено и переосмыслено Морихеем Уэсибой, О-сенсеем, Великим Наставником. В своей основе оно содержит многовековой практический и духовный опыт различных школ боевых искусств средневековой Японии.
Древние боeвые искусства создавались на полях сражений, в дуэлях и поединках, в монастырских додзё, храмах для занятий, в закрытых семейных кланах. Всё это сотни и тысячи раз перемешивалось, преображалось индивидуальностями бойцов и передавалось последователям.
Древний дух страны Ямато живёт и сейчас. Но сейчас не существует того смертельно искусственного отбора, когда выживали наиболее талантливые, способные, выносливые, сильные, хитрые, подлые, трусливые. Нынче этот отбор значительно мягче. Люди, как правило, не гибнут. Изменились и боевые искусства. В них появились правила, соревнования, условности. Отпала необходимость в многолетней подготовке бойца, разрушилась самурайская иерархия, рисовая пищевая пирамида, вне которой люди умирали от голода или становились изгоями.
Мастера изготовления японских мечей в эпоху самураев, да и сейчас, очень часто по заказу буддийских храмов, либо по внутреннему чувствованию, либо просто потому, что изготовили свой самый лучший меч, приносили этот меч в дар Ками, Духу, Божеству. Этот боевой меч, изготовленный согласно всем канонам мастерства не предназначался для убийства и служил исключительно как предмет преклонения. Такие мечи являются реликвиями, национальным достоянием,они являются Ками, самим Божеством, одним из его проявлений.
Вот таким проявлением Божества и является Айкидо.
Смертельно опасное и не несущее в себе смерти.
Айкидо - это Жизнь.
Иероглиф «Ай» означает едиинство, слияние, объединение. Его прообразом было обозначение крыши родного дома, призванного объединить людей, проживающих под ней в одну большую семью.
«Ки» означает жизненную субстанцию Вселенной, созидательную энергию Бога. Ки заполняет Вселенную и все, что в ней существует, с момента ее возникновения и вечно.
О-Сенсей, Морихей Уэсиба, использовал слово Ки в самых разных значениях. Словом Ки он называл ауру, этим же словом он называл концентрацию. Иногда это была уверенность, иногда жизнеспособности, иногда – сила. Он использовал это понятие, чтобы описать универсальную силу энергии, и нередко – чтобы описать функцию Бога.
«До» означает Путь, выбор человеком определённого образа жизни, мышления, чувствования. Путь – символ несгибаемого намерения следовать собственным убеждениям, способности учиться и нести Знания.
Человек, изучающий Айкидо, является центром своей вселенной, её Хозяином, и все процессы, события и люди, встречающиеся ему на пути, вращаются вокруг него, как сателлиты вокруг солнца. Человек, понимающий, что эти события и люди притянуты к нему только его чувствами и мыслями, знает – случайностей не существует. Есть причина и следствие, есть последовательность и непрерывность. Нельзя отказываться и уходить от ситуаций и конфликтов, необходимо видеть, осознавать их неизбежность, принимать, идти навстречу, обживаться в них, усиливать и трансформировать в своих интересах. Человек сам принимает решения и сам сознательно несёт за эти решения ответственность.
В одиночку изучать Айкидо невозможно. Необходимо, чтобы встречались две Вселенные, два человека, два носителя Ки, и только взаимодействие двух этих энергий даёт качественно новую. И чем больше таких индивидуальных и обособленных энергий взаимоизменяются, тем более захватывающе, интереснее и качественнее обучение.
Люди приходят в додзё - зал, храм, место для занятий Айкидо, и постигают сначала искусство падения и сохранения равновесия, дыхания и передвижения, затем познают принципы использования своей силы и силы партнёра, способы объединения усилий и применение их для бросков, захватов, удержаний. Под руководством опытных инструкторов занимающиеся постигают сложнейшее искусство внутреннего изменения самого себя, физического совершенствования, трансформации собственных чувств, открывают свойства, о которых не подозревали.
Следуя древним традициям, в додзё уделяют много времени для занятий с оружием. Боккен – деревянный меч, сравнимый по форме и весу с настоящей катаной, в средние века использовался некоторыми самураями как боевой, в силу принятого обета или за неимением стального. Никогда не пробовали защититься от меча голыми руками? Хотите попробовать?
Оружием монахов, путешественников издревле был посох – «дзё». Как вы думаете, может ли человек, держащий в руках посох, победить самоуверенного самурая? Может, но надо сначала поймать этого самого самурая в центре Киева.
Надо видеть, как горят глаза у детишек, когда они впервые приходят на татами, смотрят на взрослых, и пробуют кувыркаться как взрослые. И надо видеть этот восторг, когда у них первый раз получается.
Один из принципов боевых искусств – это встречай рассвет, первый луч Солнца утром на татами, провожай закат и смотри в глаза звёздам вечером, и Дух твой станет твёрже стального клинка. В нашем додзё свято следуют этому принципу.
Японцы говорят: кто в юности не занимался боевыми искусствами, тот в старости ни на что не годится. Кое-кто среди нас периодически трясёт стариной.
Айкидо - не замкнутое общество. Двери додзё открыты для всех желающих. Постоянно происходит обмен опытом, приглашаются инструктора из других стран, организаций, клубов.
В Айкидо нет соревнований, на татами не место духу соревновательности и превосходства. Додзё – это не место для проявления своего эго, это место, где совершенствуется и очищается тело, разум и дух человека. Крайне важным для всего процесса обучения является соблюдение уважения, искренности, скромности и создание соответствующей атмосферы, и, поскольку Айкидо – это боевое искусство, всё это крайне важно и для безопасности каждого ученика.
У нас в клубе есть традиция. Если новичок приходит и говорит: «Доброе утро!», ему отвечают: «Для кого «доброе», а для кого и «последнее»!
Мрачновато для первого занятия?
На самом деле, это характеризует очень Жизненную позицию. Надо относиться к каждому утру, вечеру, каждой секунде своей жизни как к последней и жить ее не откладывая, из последних сил. Каждая секунда, каждый вдох неповторим и бесценен, ведь второго такого уже никогда не будет. Здесь и сейчас можно существовать только в чувствах, только в ощущениях неповторимости и удивительности всего сущего. Только познавая самого себя шаг за шагом, можно прийти к самому себе.
В заключение хочу привести цитату из книги Мицуги Саотоме «Айкидо и гармония в природе»:
«Чтобы изготовить хороший меч, железо всё время подвергается напряжениям. Выкованный в пламени, он размягчается в пылу агрессии, чтобы его форме можно было придать совершенство. Его бьют, колотят до тех пор, пока из него не изгоняют все посторонние включения. Тогда уже меч погружается в воду, температура заметно снижается, огонь, агрессивность попадают под контроль, и приходит время придать остроту лезвию – при помощи внутренней гармонии и мудрости. Это очень сложный процесс, и ничто в нём не может быть пропущено. Нет числа его скрытым пластам, но законченное изделие отличается простотой и чистотой линий. Обладая хорошей гибкостью, оно отличается прочностью, его поверхность отражает всё вокруг.
О-Сенсей снова и снова повторял своим ученикам, что природа и Айкидо имеют одни и те же управляющие принципы. Маленькая птичка борется против сопротивления воздуха, но не против ветра. Она должна использовать силу ветра с выгодой для себя. Вы можете успешно вести маленькую лодку в бурном море, но только в том случае, если знаете, как использовать волны. Аналогично, в Айкидо ученик старается научиться превращать получаемую силу в собственную энергию, а не бороться с ней. В этом заключается мудрость и реальность Айкидо».
Удачи вам, татами ждёт!
Автор: Александр Шевченко
Комментарии
На жаль, мені не довелося вивчати характерництво, або зустрічати носіїв цих знань .... інколи мені здається, що ці знання втрачені назавжди ... якесь відлуння можна знайти в плазунів Дону та Кубані, але більшість відомих зараз "козаків-характерників" - це реставратори або в основі своїй мають тіж східні бойові мистецтва. ..Характерництво козацьких часів - це послідовники дохристиянського язичництва, знання волхвів, жерців бога Велеса та Перуна. Щоб відновити ТІ знання треба жити в ту пору, мати ті цінності, володіти Світосприйняттям древніх слов*ян. ... світ дуже змінився і, я впевнений, нема сенсу дивитися в сиву давнину. Зараз людству відкриваються не менш захоплюючі знання. ... треба тіки прислухатися до своєї чуттєвої сутності
|
|||
Мені соромно, Олександре,але я взагалі ніколи не чула про характерництво. "Погугливши" знайшла визначення хто такий характерник - "людина, яка розвиває надзвичайні здібності тіла й духу, зберігає чесноти свого народу і безсумнівно має причетність до козацького етносу". Ось так...багато хто з нас захоплюється культурою і традиціями інших народів, але чомусь ми іноді не знаємо що у нас є і "не гірше".
Можливо, незабаром, Ви розкриєте феномен характерництва більш детально? Я думаю, було б цікаво))) |
|||
Дорогий kalaxarik! Безумовно, японці мудрі й розумні, але не треба забувати і власної мудрості. Мій товариш, близько двадцяти років тому, приїхавши до Китаю, вирішив вивчати гун-фу в монастирі біля гори Удан. Це один з центрів, що себе не афішує, але передає традицію уданського напрямку не одне сторічча. Настоятель монастира спитав мого друга, чому він приїхав саме до них, хіба нема своєї мудрості в нашого народу? -Якої мудрості,- спитав товариш? На що настоятель відповів: -Як же, а характерники? ...... мій товариш був шокований, тоді на Вкраїні майже ніхто навіть і не чув про характерництво, а в далекому Китаї добре знали про це наше майже втрачене мистецтво...
|
|||
Дякую автору, цікаво було читати, а головне розумієш, що це не якась там "айкідошка"))), а дійсно - бойове мистецтво....І все ж таки, мудрі та розумні люди ці японці)
|
Оставьте комментарий