Айкидо – искусство управления собственной Реальностью
Продолжаем серию публикаций некоторых разделов книги Александра Шевченко.
Айкидо многогранно и разносторонне.
Моё глубочайшее убеждение – айкидо не является искусством самозащиты, айкидо есть искусство активного нападения. Термин «нападение» в данном контексте, следует рассматривать как инициативность, активная позиция, сознательное участие в ситуации, доминирование, реальная оценка собственных возможностей, опережение, управление атакой противника, создание ситуации, в которой противник следует не своему сценарию, а сценарию, предложенному тобой.
Яркий пример – упражнение «рандори», в котором тебя атакуют одновременно несколько противников. Если в этой ситуации ты будешь пассивно ожидать нападения и принимать решения, следуя за партнёрами, ты потерпишь поражение. Ты сам должен, проанализировав ситуацию, определить самого «слабого» противника и атаковать его первым. Инициатива должна быть твоей! Твои оппоненты должны чувствовать, что не они тебя атакуют, а ты их! Напади на всех троих одновременно, перемещайся свободно, пусть они зависят от тебя, будь хозяином положения и центром своей Вселенной.
Тот, кто считает Айкидо искусством самозащиты, видит лишь одну из многих граней.
Одна из граней Айкидо – это искусство провокации. Угадать и предусмотреть, среагировать на движение партнёра очень не просто. Попробуй почувствовать, когда твой партнер вот-вот начнёт атаку, когда от его мозга в руки и ноги уже пошла команда на движение. И в этот момент сам сделай движение навстречу. Что произойдет?
Либо нападающий откажется от атаки, либо ускорит её.
Если перед человеком, подготовившим атаку и уже давшим команду своему телу, вдруг возникает твоя протянутая рука, этот человек инстинктивно ударит тебя по руке.
Вот ты уже управляешь своим партнером.
Необходимо создавать такую ситуацию, в которой у твоего оппонента не будет другого выхода, как выполнять тобой задуманную комбинацию. Тогда ты чётко будешь знать, что тебе делать. Провоцируй его, открывайся для атаки в те места, где у тебя подготовлена ловушка.
Когда партнёр хватает тебя за руку, твоя ладонь остается свободной, его же – занята. Сейчас он больше зависит от тебя, чем ты от него. Двигайся так, чтобы он не смог разжать свои пальцы или убрать захват. Двигайся так, чтобы он даже разжав свои пальцы не смог оторваться от тебя, удержи противника его же захватом.
Физиология атаки
Ты знаешь, что попадание фотона света на сетчатку нашего глаза, передача электрического импульса из зрительного анализатора в кору головного мозга, анализ полученной информации, формирование ответной команды на движение, перенос импульса от коры головного мозга по нейронам, синапсам до нервных окончаний в конечностях, движение мышц занимает какое-то время. Пусть совсем небольшой отрезок времени, доли секунды. Если входящая информация от зрения, осязания, обоняния, слуха поступает довольно быстро, в больших количествах, и постоянно меняется, да еще и в стрессовой ситуации, мозг может не успевать анализировать происходящее, и ему понадобится больше времени на проработку ситуации.
Эта физиологическая особенность человеческого организма используется в Айкидо. Это принцип «призрачные пальчики».
Представь ситуацию: ты видишь мишень – запястье противника, которое надо захватить, оцениваешь дистанцию, рассчитываешь свои действия. Ты уверен в успехе. Протягиваешь руку, чтобы захватить кисть, почти дотронулся до неё, уже почувствовал её кончиками пальцев, уже дал команду своей руке сжать пальцы. Но тут рука партнёра отодвигается на какие-то миллиметры, практически не разрывая дистанцию. Ты дотрагиваешься кончиками пальцев до неё, но крепко захватить уже не можешь. Импульс от руки в мозг, анализ, следующая команда на захват. Но кисть партнёра опять отодвигается не разрывая тактильного контакта. Опять импульс от руки в мозг, анализ. И т.д.
Когда эта ситуация происходит быстро, да ещё в движении, с атеми, с отвлечением внимания, мозг нападающего получает слишком много информации.
Мы наблюдаем главный принцип физиологии: «запредельное возбуждение вызывает запредельное торможение». Мозг нападающего «тормозит». Защищающийся же более свободен. Его намерение реализуется.
Цель, которую почти схватил, вот она тёплая, трепещущая, почти в когтях, но которая всё время ускользает, заставляет кидаться вперёд инстинктивно, на подсознании. Это первобытный инстинкт хищника, настигающего добычу, и он заставляет догнать, схватить, удержать, подчинить. Но в данной ситуации хищник и жертва изначально поменялись местами.
Очень важно «жертве» в этой ситуации не дать себя захватить и, еще важнее, не убежать слишком далеко. В этом и заключается мастерство.
Необходимо создать ситуацию, в которой человек, подвергающийся нападению, становится опорой для агрессора. Согласись, опираться на двигающуюся опору совсем не удобно.
В Айкидо не тянут, в Айкидо толкают.
В Айкидо не сопротивляются, но могут слегка придерживать атаку, двигаясь чуть медленнее противника в тенчин.
Термин «ирими» в Айкидо означает движение навстречу. Этот принцип используется для вхождения в атаку, присоединение к движению, разрушение и контроль над движением противника. Важнейшей составляющей ирими является тайминг, своевременность, правильная оценка ситуации и предугадывание, чувствование намерений партнёра.
Предугадывание
В Айкидо практикуют два типа «предугадывания». Первый, называемый «гоку-и» – это оценка намерений противника по признакам, которые можно воспринять органами чувств, глазами, обонянием, осязанием и т.д. Это изменившийся взгляд, учащенное дыхание, напряжение в плечевом поясе, перенос центра тяжести, стойка.
Второй тип, «сакки», в переводе означает дуновение, дыхание смерти. Это ощущение твёрдого знания о истинных намерениях противника, которое приходит изнутри, и анализу не поддаётся. Ты просто знаешь, и всё.
Второй вариант значительно предпочтительней, но его освоение непредсказуемо так же как и он сам.
Тайминг
Тайминг, вход в атаку, необходим и единственно возможен в самом начале движения партнёра, даже до движения, во время формирования намерения напасть, когда еще идёт концентрация, накопление, ки мусуби агрессивной энергии. Человек, заносящий руку для удара, рефлекторно делает вдох, собирает энергию. Твоё ирими должно «помочь» ему накопить эту энергию, добавь еще и своей.
В момент выплеска агрессии, проведения атаки, если ты правильно проведёшь ирими, противник полностью теряет контроль над своими действиями, ты руководишь и управляешь его движением, «берёшь» его энергию и перенапрявляешь в нужном направлении.
Тайминг, своевременность в отслеживании самого себя есть осознание формирования мысли в момент наиболее сильного переживания. Ты управляешь остановленной мыслью и решаешь уходить ей на реализацию, либо раствориться. Если упустить этот момент пика, то растворять сформировавшуюся мысль, скрещенную с чувственным переживанием поздно, она отпущена и уже проявляется.
Ирими и тенчин
«Ирими» означает движение навстречу, вход, разрушение атаки противника. Обычно это короткие, мощные движения от «центра», направленные в ось, «позвоночник» партнёра. В духовном аспекте, «ирими» означает разрушение агрессивных намерений, мыслей и чувств, опережение и предупреждение активных действий.
Термин «тенчин» означает уход, движение назад и в сторону по плавной дуге. Это принцип развития, усиления собственной энергией движением партнёра. Его намерениям не мешают, а лишь дают возможность сместиться с точки равновесия, а затем помогают уходить от неё всё дальше. И опять в точке потери равновесия происходит замена собственной опоры нападающего на опору, созданную тем, на кого нападают, с последующим манипулированием этой опорой.
В данной концепции тенчин перекликается с кастанедовским неделанием, ты не мешаешь себе и своему партнёру, ты следуешь ему.
Любой тенчин начинай с ирими, любое ирими начинай с тенчина.
Чтобы сделать ирими, сделай тенчин, но перед тенчином сделай ирими.
Только в этой связке принципы работают безупречно. Убедиться в эффективности данного тезиса тебе предстоит самому.
В Айкидо и нападающий и защищающийся дружно, все вместе, вдвоём «нападают» на защищающегося. Защищающийся «помогает» нападать на себя.
Чтобы нечто разрушить, надо это нечто сначала укрепить, слиться с ним, стать одним движением, одной энергией, одним импульсом, одним чувством.
Укрепить, поддержать, перенаправить, войти внутрь, обжиться там, добиться доверия и «злоупотребить» им.
Центр Вселенной
Человек, изучающий Айкидо, является центром своей Вселенной, её Хозяином, и все процессы, события и люди, встречающиеся ему на пути, вращаются вокруг него, как сателлиты вокруг солнца. Коперник понимал мироздание черезчур буквально, математически. Человек, понимающий, что все события и люди притянуты к нему только его чувствами и мыслями, знает – случайностей не существует. Есть причина и следствие, есть последовательность и непрерывность. Нельзя отказываться и уходить от ситуаций и конфликтов, необходимо видеть, осознавать их неизбежность, принимать, идти навстречу, обживаться в них, усиливать и трансформировать в своих интересах. Человек сам принимает решения и сам сознательно несёт за эти решения ответственность.
Даже под пыткой человек сам принимает решение выдать свою самую страшную тайну.
Следующий этим убеждениям, понимает, что, фактически, никогда ни у кого нет выбора. Если встала перед тобой задача, решать её надо здесь и сейчас, не откладывая в долгий ящик. Выбор только один: либо Жить, либо предавать самого себя. В любой ситуации, даже после долгих раздумий и взвешиваний всех вариантов, ты выбираешь только один. Тот, который соответствует твоему эмоциональному состоянию здесь и сейчас. Другой выбор ты не в состоянии сделать! По результату, выбора у тебя и не было!
В одиночку практиковать Айкидо невозможно. Необходимо, чтобы встречались две Вселенные, два человека, два носителя Ки, и только взаимодействие двух энергий даёт качественно новую. И чем больше таких индивидуальных и обособленных энергий взаимоизменяются, тем более захватывающе, интереснее и качественнее обучение.
Дзаньсин
Айкидо существует термин дзаньсин или дзаншин. Звучит, в зависимости от транскрипции, с какого языка переведено слово. С японского или английского. Он означает непрерывность Жизни, циркуляция и возобновление энергии.
Дзаньсин – это медитация в движении, состояние концентрации на открытости, расширении сознания. Это отсутствия концентрации на чём-то одном. Это состояние расслабленности и готовности к мгновенному действию. Это состояние трезвости восприятия и видения реальности без вмешательства собственного Эго. В этом состоянии ты не оцениваешь и не осуждаешь своего партнёра привычными тебе стереотипами, ты видишь его суть. В этом состоянии твоё Эго молчит, нет внутреннего монолога. Ты можешь видеть и чувствовать гораздо больше, чем обычно.
Отслеживание самого себя с помощью Законов Мысли есть Дзаньсин в своём чистом виде. Это и контроль, и отсутствие контроля, мысли текут свободно, ты не насилуешь своё сознание остановкой мышления.
Необходимо наблюдать за собой как бы со стороны. Этакая искусственная шизофрения. Не останавливай поток мыслей, а сопровождай их, продумывай со стороны. И растворяй.
Ты сам себе сейчас не мешаешь быть самим собой.
Это ли не неделание в Кастанедовском понимании? Оно самое!
Попробуй одновременно увидеть, зафиксировать сознанием наибольшее количество предметов, действий, событий вокруг себя.
Попробуй, не закрывая глаза, услышать как можно больше звуков и осознать каждый. Как долго ты сможешь продержаться в этом состоянии?
Эти упражнения применяются для естественной остановки внутреннего монолога, не насилуя своё сознание принуждением и, (описать это ощущение очень не просто) балансируя между «бегущей строкой» мыслей и молчанием чувств, порождающих эти мысли.
В этом дзаньсин перекликается с термином «марубаси».
Марубаси
Марубаси - это принцип узенького мостика, перекинутого через горный поток. Шаг вправо, шаг влево ведут к неминуемой гибели. Двигаться и предпринимать какие-либо действия можно только вперёд. Это образ лунной дорожки, отраженной в воде, лезвию бритвы, по которой идти опасно, но не идти невозможно, любой шаг в сторону приводит к падению, есть прообраз разумности, отсутствию противоречий между Телом и Духом, Чувствами и Мыслями, Мыслями и Поступками.
Путь обычного человека – это путь вечного сговора со своим страхом потерять комфорт, удобства, тёплую квартиру, непыльную прибыльную работу. Это путь компромиссов, терпимости и жертвенности. Это путь отказа от того что по настоящему чувствуешь к самодуру начальнику, к его ленивому глупому родственнику, твоему подчинённому, и ревнивой, легкомысленной, но материально обеспеченной жене (например).
Твоя жертвенность никому не нужна! Ты считаешь, что жертвуешь собственным детям кусочек своего сердца, вкладываешь душу в работу, и требуешь за это вознаграждение? Даже если не требуешь вслух, в глубине души ты надеешься, что твоя жертва не пропадёт напрасно.
Пропадёт. Ты, в любом случае корыстен. Будь эмоционально честен с собой, ты надеешься получить если не материальные блага, то признание твоей исключительности. Если не перед окружающими, то в собственных глазах! Так или иначе, ты требуешь от окружающих признание своей жертвенности.
Жертва всегда воспринимается тем, кому она предназначена, как должное! Как само собой разумеющееся, но может быть оформленное в виде благодарности. Жертвенность развращает того, кому она предназначена.
Марубаси, разумность – это серединный путь для тех, кто не в состоянии кардинально изменить свой мир здесь и сейчас, не для тех, кто может выйти из остановившегося посреди поля поезда и уйти в никуда. Это для тех, кто выбирает длинный путь. Если ты сейчас чувствуешь страх перед своим начальником или, неважно перед кем и в какой ситуации, не бойся бояться, иди за своим страхом, растворяй это чувство, работай с ним. Боишься не ты, а только Эго, твоя маленькая больная частичка. Прими её такой, какая она есть, пойми, обогрей добротой, слейся с ней и раствори во всей своей бесконечности Вселенной Любви. По пути развития человека, как Чувственного существа, движение возможно только вперёд, не существует даже остановок. Это, как бы, лестница, где каждая пройденная ступенька обваливается. Или японские сандалии, в которых невозможно пятиться, останешься босиком.
У нас в клубе есть традиция. Если новичок приходит и говорит: «Доброе утро!», ему отвечают: «Для кого «доброе», а для кого и «последнее»!
Мрачновато для первого занятия?
На самом деле, это характеризует очень Жизненную позицию. Надо относиться к каждому утру, вечеру, каждой секунде своей жизни как к последней и жить ее не откладывая, из последних сил. Каждая секунда, каждый вдох неповторим и бесценен, второго такого уже никогда не будет. Здесь и сейчас можно существовать только в чувствах, только в ощущениях неповторимости и удивительности всего сущего.
У японцев есть высказывание: «Ити го, ити э», что означает «Одна жизнь – одна встреча». Одна и та же ситуация никогда больше не повторится. Не будет никакого второго шанса. Опыт, который ты получишь на сегодняшней тренировке ты уже никогда больше не повторишь.
Не нужно бояться ошибок. Ошибка – это когда в результате какого-то действия, поступка, решения, человек чувствует разочарование, досаду, сожаление и хочет вернуться в прошлое, чтобы прожить этот момент еще раз и по-другому. Но прошлого физически уже нет. Оно существует только в нашем чувственном опыте.
Если ты не ведаешь что такое грех – ты безгрешен.
Представь, что ты не знаешь, что такое разочарование, досада, сожаление, тебя не научили обижаться на самого себя. В таком случае, что бы ты ни делал, это не будет тебя ранить и, как следствие, не будет существовать понятие ошибки, греха. Жизнь и каждая её минута бесценны, как и любой опыт, тобой полученный, даже негативный. Всё зависит от того, как ты выбрал относиться к событию, и кем ты являешься в чувствах здесь и сейчас.
Если и сейчас провести параллель с учением Дона Хуана, то Айкидо есть абсолютная контролируемая Глупость от начала и до конца. Что может быть более серьёзным, чем занятие боевым искусством, которое никогда никого не убьёт? И что может быть настолько легко мысленным, чем практика Айкидо.
Что же касается больной духовности в контексте этой книги?
Как мы выяснили, любая духовность является больной, значит и та, которую ты увидел в этой книге, тоже больная!
Не имеет значения, какой духовности ты отдаёшь предпочтение, но когда палец показывает в небо, только дурак смотрит на палец.
Автор: Александр Шевченко