Пища или лекарство?
Предлагаем Вашему вниманию интервью с доктором аюрведы Дмитрием Ивановичем Скопинцевым — основателем и руководителем клиники в Венгрии, одним из немногих докторов аюрведы, успешно практикующих в Европе.
Материал любезно предоставлен нашими партнерами - редакцией сайта poznanie.kiev.ua
Более 20-ти лет его клиника пользуется заслуженным авторитетом и доверием пациентов из многих стран мира. Доктору Скопинцеву удалось успешно адаптировать древние знания аюрведы к действительности современной Европы. Эффективное лечение пациентов доктора Скопинцева обеспечивает не только грамотный индивидуальный подход, основанный на сочетании древней мудрости с достижениями современных ученых, но и собственное производство аюрведических препаратов, что гарантирует высочайшее качество лечения и профилактики самых разных заболеваний.
Дмитрий Иванович! Мы знаем, что Вы с успехом применяете древние индийские знания аюрведы в современной Европе. Скажите, требуют ли эти знания адаптации к нашему времени, климату, традициям, или аюрведа универсальна и может применяться без изменения?
— Конечно, все нужно адаптировать! Один из основоположников аюрведической науки, Чарака, сказал об этом: «Каждый врач обязан изучить эту науку так, чтобы в любой местности он мог воспользоваться знанием аюрведы для лечения людей, живущих на севере, юге, западе или востоке». Это означает, что он должен уметь найти травы, распознать условия, определить факторы, понять материю, преобладающую в этом регионе. Он должен взять растения, произрастающие на этой территории, определить, какими свойствами они обладают — ваты, питты или капхи, зная продукты, характерные для этой местности, уметь приготовить пищу, лекарства, зная, какими свойствами они будут обладать и какие влияния оказывать. Поэтому аюрведу можно применять не только для индийцев, но и для европейцев, и для эскимосов.
Если верить Ригведе, именно аюрведа, распространяясь по миру, дала начало медицинской науке в Аравии и Греции. Но мы не увидим кичри, ашваганды или шатавари за пределами Индии. В каждой местности используются присущие ей продукты и растения. Всегда было так — врач выходил в поле, собирал травы, готовил микстуры, давал больному. Никто не ездил для этого в Индию или Тибет. В каждой местности есть растения, которые могут помочь при том или ином заболевании. Аюрведа — это наука. И если вы изучили эту науку (анатомию, физиологию, свойства растений, минералов, организмов), то вы обязаны использовать знания, а не какие-то определенные вещества. Поэтому хороший врач обязан уметь пользоваться тем, что доступно в данной местности.
В их использовании действует какая-то система?
— У любого растения и продукта питания есть 3 основных свойства:
1) энергетика — холодная, теплая, влажная, сухая (вата, питта, капха). Это обусловлено его вкусом.
2) послевкусие — какое действие оно окажет после переваривания (випак).
3) сила воздействия — специфическое свойство оказывать влияние на определенные органы (прабхава).
Поэтому хороший врач аюрведы, беря, например, валерьяну, знает, что она снижает вату, повышает питту, нейтральна или иногда повышает капху, оказывает определенное действие на нервную систему, кишечник и т.д.
Любой продукт питания в аюрведе описан с точки зрения его воздействия на вату, питту и капху в нашем теле. Зная свою пракрити и викрити (нарушения, чем они вызваны), зная продукты питания и их воздействие на доши, приготавливая из них определенные блюда, мы можем лечить болезни не хуже, чем лекарствами или экзотическими травами.
И при этом достаточно наших местных продуктов, трав и т.п.?
— Я за то, чтобы в нашем регионе применялись все знания аюрведы, и для этого не требуется ездить в Индию или в Тибет за какими-то особыми травами. Главное — понимание принципов. В писании сказано: «Открой себя хорошему ветру, закрой — плохому». Но нигде не сказано северному, южному или восточному. Потому что хороший ветер в Индии дует совсем не с той стороны, что хороший ветер в Киеве.
То есть нужно внимательно и осознанно подходить к рекомендациям наших местных врачей?
— Я очень люблю Индию, но я хочу предупредить читателей, чтобы они не совершали очень серьезной ошибки — есть пищу по индийским рецептам только лишь потому, что они индийские, а значит, хорошие. Здесь в Украине, понимая принцип аюрведического подхода к питанию, можно готовить очень вкусную, полезную еду, абсолютно соответствующую всем принципам аюрведы и при этом отвечающую местным условиям.
Тело человека является производным той земли, где он родился и вырос. Знаете, в Библии сказано: «Все мы вышли из земли и уйдем в землю». Я бы хотел только добавить: «Того региона, где мы родились».
Потому что по мере формирования нашего организма, с самых первых секунд зачатия наши тела несут в себе генетическую составляющую тех продуктов питания, которые выросли на этой земле, впитали микроэлементы, белки, углеводы, характерные для этой местности. Они все отличаются. Продукты питания, которые росли здесь, обогревались этим солнцем, питались этой водой, привыкли к этому воздуху, на них воздействовали вирусы, бактерии и т.д., которые каким-то образом являются мостом между продуктом питания и человеком, — такие продукты наилучшим образом подходят человеку.
Вирусы не прилетели вчера с другой планеты. Они эволюционировали на этой земле вместе с людьми, с растениями, животными в тех условиях, в которых мы живем. Наши тела формировались именно в этих условиях. Все это записано в каждой нашей клеточке. И вдруг сегодня мы решаем, что в Индии все хорошо, духовно и здорово. А у нас — плохо, недуховно и неправильно. Мы начинаем есть кичри, потому что это пища йогов… Да, это вкусно, но это не та пища, которой нужно питаться каждый день. Кому-то, может быть, можно. Это определяется специалистом в соответствии с конституцией.
Почему нам не совсем подходит, например, индийская кухня? Индийцы живут в очень теплой стране. Им не требуется отопление, у них практически нет пасмурных дней. Их организмы производят огромное количество серотонина, и жирорастворимых витаминов. Поэтому их пищеварительная система не требует сильного огня. И они сдабривают пищу огромным количеством специй, чтобы она хоть как-то переварилась. У нас же агни невероятно сильный, потому что мы вполне нормально чувствуем себя в 20-ти градусный мороз. Да и -30 — это, в принципе, неприятно, но не мешает прогуляться с друзьями, покататься на санках, поиграть в снежки и т.п.
Мы приспособлены выживать в этой среде. И те продукты питания, которые здесь растут, тоже приспособлены здесь выживать. И они тоже несут потенциальный огонь. И чтобы разжечь пищеварительный огонь и переварить эти продукты, нам не требуется много специй — все и так переварится.
И если при этом мы вдруг решим мгновенно стать вегетарианцами, начнем в мороз питаться только овощами и бобами, возбуждающими вату… А агни продолжает гореть, кислота выделяется. Мы думаем, что мы сейчас просветлеем, но мы не светлеем, а заболеваем. Мы начинаем дурно пахнуть, у нас появляются проблемы с кишечником, в нем начинают размножаться бактерии. Потому что агни, не получая должного, начинает переваривать наши собственные белки, которые распадаются на лактат (молочную кислоту). И так человек типа питты зарабатывает себе язву желудка, человек типа ваты — колит, нервные болезни. Только человеку типа капхи это может быть как-то полезно. Поэтому не факт, что именно так нужно поступать.
А как нужно?
— Основу питания должны составлять наши местные продукты. И нужно понимать наш агни, не забывать о нем.
Но все-таки как Вы относитесь к вегетарианству?
— Я двумя руками за! Я сам не ем мяса 25 лет. Можно приготовить пищу так, чтобы она была сдобрена молочными продуктами, маслом гхи, сыром. Но прежде чем перейти на вегетарианскую диету, нужно успокоить себя, погасить излишний огонь.
Вегетарианство — не что-то чужеродное для нас, пришедшее из Индии. Каждому славянину знакомо такое понятие, как великий пост. Но пост — это не просто диета, это, прежде всего, молитва, медитация. Молитва и пост — только в такой последовательности. Хотите — медитируйте, повторяйте мантры. Лично я предпочитаю молиться на понятном мне языке. Я мог бы повторять мантры, но для этого я хотел бы сначала выучить санскрит. Я согласен, что Бог един, и я молюсь тому же Богу, что и индусы. Просто я хочу общаться с Ним на языке, который я понимаю…
Когда ты молитвой, медитацией успокоишь агни, можно становиться вегетарианцем без вреда для здоровья. Тогда тебе уже действительно будет противно понятие мяса, крови, убийства и т.д. Отказывайся постепенно. Сначала от мяса теплокровных, потому что, действительно, вибрации очень близкие. Потом от рыбы, если чувствуешь, что нужно идти дальше…
С медицинской точки зрения вегетарианство оправданно?
— Прежде всего, оно имеет духовное значение.
А для здоровья?
— Для здоровья это тоже хорошо. Но только при условии правильного, рационального подхода. К этому нужно подходить с большим пониманием. Я хотел бы предостеречь людей от необдуманного вегетарианства. Когда человек думает, что если он откажется от какой-то еды, то все в его жизни изменится, это ошибка. Нужно сначала измениться, а потом уже становиться вегетарианцем!
Иногда люди, став вегетарианцами, начинают есть много сладкого, мучного.
— Для здоровья это гораздо хуже, чем если бы они ели мясо.
А в первоисточниках по аюрведе мясо вообще фигурирует?
— Конечно! Аюрведа как таковая мясо не запрещает. Мясо запрещают духовные практики. Йога. На пути йоги — мясо неприемлемо. Я лично за то, чтобы люди как можно быстрее отказались от мяса. Для меня это подразумевает, что люди станут духовнее. Хватит жить инстинктами. Низшими инстинктами. Потребление мяса я отношу к низшим инстинктам, к невежеству.
Вот Вы говорите, что нужно питаться непременно тем, что растет по соседству. А мы с детства привыкли, например, есть мандарины на Новый год. Хотя в наших широтах они не растут…
— Авиценна по этому поводу сказал: «Все, что не принадлежит данному региону, является для нас лекарством». Мы же пьем кофе. Но, поверьте, нам далеко до того, как пьют кофе на Ближнем Востоке. Я знаю по себе — если я начну неумеренно есть мандарины и бананы — на завтрак, на обед и на ужин, мой желудок на это отреагирует гастритом. Может быть, язвой — кислота повысится. Но, опять-таки, в Индии или Абхазии они едятся как-то по-другому.
То есть, по чуть-чуть можно всего?
— Даже нужно! Гранаты, апельсины, ананасы — это дополнит насыщение вас витаминами, ферментами. Но переходить на заморские фрукты как на монодиету — не нужно.
А если человек меняет регион, переезжает далеко от своей родины, что ему лучше есть — местную еду, или ту, к которой он привык?
— Нужно время на адаптацию. И чем человек моложе, тем он быстрее адаптируется. Для кого-то это может быть 2 недели, для кого-то — месяц, а для кого-то — 5.
Есть еще такой спорный вопрос по поводу молока. Здесь, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Одни говорят, что молоко совершенно необходимо, другие — что вредно и опасно.
— Действительно, очень спорный.
А что говорит Ваш опыт? Есть еще такая теория, что молоко можно пить, но только ночью, потому что ночью энергия Луны помогает его расщеплять.
— Холодная и влажная энергия Луны ничего не помогает расщеплять, а дает только отечность. Я стараюсь подходить ко всему вдумчиво и в полной мере. Что на сегодняшний день мы называем молоком? То, что мы сейчас пойдем и купим в магазине? Такое молоко пить не надо никому. Если вам очень вкусно, можете пить его, но только в том случае, если у вас все в порядке с пищеварением, если нет никаких проблем с кишечником, дисбактериоза и т.д. Потому что это не молоко. Это порошок, разбавленный до определенной концентрации. Живого в нем нет. Да, аюрведа говорит: «Саттвичная пища — фрукты и молоко». Но добавляет «прямо из-под коровы». Или же в горячем стакане. Единожды охлажденное молоко — это уже источник амы2.
Мы же пьем непонятно что, по сути. В мире появилось очень много неживого, порошкового молока, которое, будучи изначально продуктом животного происхождения, потом каким-то образом было модифицировано. Оно уже не то по структуре — изменена его матрица. И на переработку этого «не того» в нашем организме нет ферментов. Попадая в желудки и кишечники людей, оно вызывает аллергические реакции. Почему мы говорим, что молоко нужно кипятить со специями? Потому что при кипячении вы немного освобождаете пищеварение от этой иммунной нагрузки.
А как насчет кисломолочных продуктов? В нашей местности все традиционно пьют кефир.
— Чудесно! Но лучше летом! Потому что это охлаждающие слизеобразующие продукты. Лето — период сухости, вся слизь выпаривается, и организм требует дополнительных продуктов. Поэтому кефир, йогурт и т.п. лучше пить летом.
А творог?
— Очень хорошо, если переносишь. Для капхи творог нежелателен. Но если ты вата или питта, если этот творог правильно сдобрен — почему нет? Вообще, когда я прописываю диету согласно конституции, я не даю рекомендации в категориях «можно — нельзя». Я говорю: «очень полезно — нейтрально — нежелательно — вредно». Так у человека есть альтернатива. И он может осознанно подходить к вопросу и выбирать, чем ему питаться.
Что Вы можете сказать об употреблении алкоголя?
— Я ярый противник алкоголя. Но я понимаю, что мы родились в стране, где люди пили, в семьях, где люди пили, смотрим фильмы, в которых люди пьют. Все это как-то воздействует на нас. У каждого из нас есть в жизни разные периоды. Единственное, что могу сказать о человеке, употребляющем алкоголь, — я надеюсь, что это пройдет. Я считаю, что алкоголь абсолютно не нужен.
В Вашу клинику обращаются пациенты из разных стран. Для некоторых народов вино за обедом — норма жизни. Часто встречаются сообщения о полезности вина.
— Авиценна писал: «Если ваш пациент привык употреблять разбавленное вино — не изымайте». Я живу в Венгрии. В этой стране люди привыкли пить вино как воду. Для них это нормально. Но у тех, кто так пьет, проблемы с печенью, с метаболизмом. На сегодняшний день известно, что 100—150 гр. красного терпкого вина являются протектором от атеросклероза, улучшают функциональную работу коронарных артерий. Но подчеркиваю — не больше 150 мл. терпкого. А терпкое вино встречается очень редко.
А также в аюрведе много лекарственных вин. Но дозировка, в которой их употребляют, — ложка-две.
Спасибо Вам большое за интервью! Какие общие рекомендации Вы хотели бы дать нашим читателям?
— Я хотел бы посоветовать читателям очень внимательно подходить к любым рекомендациям. Сейчас очень много вокруг специалистов. И по аюрведе в том числе. И часто бывает, что они дают рекомендации, прямо противоречащие друг другу. Поэтому хочу напомнить, что речь идет о вашем здоровье — прислушайтесь к своему телу, задумайтесь — что для вас действительно хорошо. Подходите осознанно к любым рекомендациям и советам. Не впадайте в крайности! Желаю вам здоровья и долголетия!
Автор: poznanie.kiev.ua
Оставьте комментарий