Фольклор в восточном танце
Фольклор является культурным достоянием всех людей, отражающим их обычаи, привычки и историю. Непременной частью этого национального достояния является фольклорный танец - танец, рожденный традициями конкретной страны или района. Обычно он передается из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери.
В настоящее время фольклорный танец подразделяется на две категории:
1.Танец как выражение общих чувств танцующих его людей. Этот вид очень популярен на национальных празднованиях и свадьбах. Обычно он включает в себя набор несложных движений, которые легко разучиваются большим количеством людей.
2.Танец как театральное действо. Он исполняется профессионалами театрального танцевального искусства, требует приложения больших усилий и оценивается по более строгим критериям.
Рассмотрим основные стили египетского фольклорного танца.
Танец фараонов - Pharaonic Dаnсе
Семь тысячелетий назад древние египтяне уже умели танцевать, и это запечатлено на их фресках и стенах всех древних храмов. Однако это единственные свидетельства, дошедшие до наших дней.
Современные представления в стиле "фараоник", бесспорно, являются творениями 20-го или 21 -го века, черпающими свое вдохновение в древнем искусстве и литературе. Обычно для таких представлений выбирается современная стилизованная музыка "NewAge", а костюмы артистов и танцоров выполняются в стиле древенеегипетских фресок и барельефов со стен храмов и пирамид. Движения танцоров также чаще всего повторяют позы, в которых застыли древние фигуры настенных рисунков. Как и все народные танцы, древнеегипетский танец может содержать рассказы о жизни - о войне и мире, любви и ненависти, свободе и рабстве.Распространенное арабское название этого стиля звучит как "Ракс эль шарки". Танец берет свои истоки от народного стиля "Бэлади", что в переводе с арабского означает "родина" или "родной город". Танец Бэлади танцевали во многих деревнях по всему Египту. Обычно его исполняли в доме женщины и для женщин. В основном это были движения бедер. Движения рук отличались простотой и бессистемностью. Танцевали босиком. Традиционная одежда для танца - белая голобея с платком на бедрах и платок на голову. С 20-х годов 20-го века стиль "Бэлади" приобрел еще одно название - "Ориентал Шааби".
Все вышесказанное касается происхождения современного беллиданса. Внутри него на текущий момент существует несколько стилистических направлений.Шамадан - Shamadan
В Египте название этого стиля звучит как "Авалем", полное название "Раке эль Шамадан" - танец с канделябром. Он - часть древней египетской традиции: большой узорчатый канделябр с зажженными свечами обычно несет на голове танцовщица на свадьбе, освещая молодым дорогу в счастливую семейную жизнь. Традиционный костюм для этого стиля - шаровары и топ или длинное платье с обтягивающим верхом и широким низом.Гавэйзи-это цыганское племя, обосновавшееся в Египте. Первое значимое упоминание о Гавэйзи датировано 18-м веком. Когда Гавэйзи были изгнаны из Каира в 1834 г., они поселились в Южном Египте.
Это танец семейства танцовщиц, со своим собственным четко различимым стилем, передаваемым от матери к дочери. Ассортимент движений более ограничен и однообразен, чем в ракс-шарки, но танцовщицы могут продолжать свои очаровательные тряски и обольщение часами. Одним из характерных атрибутов танца являются цимбалы.Саиди - это стиль народного танца с тростью. Танец пришёл из Южного Египта - региона под названием Саид или Верхний Египет. Традиционно в этой местности мужчины носили с собой длинные палки из бамбука, которые использовали в качестве оружия. Постепенно сложился особый мужской танец - Тахтиб, в котором имитировалось сражение на палках. Женщины переняли манеру танцевать с тростью, но сделали танец более лёгким и игривым. Самые эффектные моменты - это, конечно, балансировка трости на груди, голове или бедре во время танца.
Стиль Саиди можно танцевать с тростью и без неё. В Египте танец с тростью как непременным атрибутом называют RaksalAssaya (Ракс эль ассайа), потому что ассайя - это и есть арабское название тростиАндалузия - это южная часть Испании, которая в течение 800 лет была оккупирована арабами. Этот стиль танца сформировался именно там и приобрел характерные черты фламенко.
Андалузский танец исполняется в сопровождении красивой, ритмичной и при этом успокаивающей музыки, в костюме, который подчеркивает легкость каждого движения.Александрия - Alexandria
Александрия - крупный портовый город, второй по величине в Египте после Каира. Но в отличие от последнего, ей более присущи средиземноморские черты, чем восточные. На арабском "Александрия" звучит как "Эскандарани".
Александрийский танец - танец портовых девушек. По характеру этот стиль очень веселый, зажигательный и игривый. Танцуется в специальном коротком платье, с шалью-мелайя (часть национальной одежды женщин Александрии) и с украшением на голове. В репертуаре египетских танцовщиц всегда присутствует этот танец.Белади - Balady
Бэлади в переводе с арабского означает "родина" или "родной город". На египетском слэнге звучит как Ориентал Шааби. Танец Бэллади танцевали во многих деревнях по всему Египту. Обычно его танцевали в доме женщины и для женщин. В основном это были движения бедер.
Шааби - это стиль, который очень популярен в Египте, особенно в центральной части старого Каира на улице Мухаммеда Али, где родились и живут сейчас много известных артистов. Это стиль таких известных танцовщиц как NagwaFoad, FifiAbdu, ZinatOlwy. BALADI это не только стиль танца, это культура. Часто BALADI называют танец-соло египетской женщины. Этот танец очень распространен на улицах Каира, особенно на улице MOHAMMEDAALI. На этой улице живут в основном артисты, художники и танцовщицы, приехавшие из других городов Египта на заработки. Хотя они и составляют большинство каирского населения, но не забывают о своих корнях, о своем доме, о родине, о матери, сестре, невесте, жене. Лучшей исполнительницей BALADI в настоящее время считается Lucy, до неё - Нагуа Фуад.Нубия-Nubia
Нубия - это название города и района на юге Египта. Нубия находится на границе с Суданом. Нубийский танец - в большей степени групповой танец. В основном это движения бедер, красивая система движений рук, особенный, необычный ритм, в основном быстрый (похож на ритм халиджи). Костюм у женщин включает в себя длинное свободное и закрытое платье, волосы повязываются длинным платком, свисающим по спине. На мужчинах чаще всего узкие брюки, свободные туники до колена, короткие жилетки, на голове маленькие шапочки наподобие тюбетейки. В качестве аксессуаров для танца используют Доф (бубен), Хус (тарелка из тростника).Хаггала - Haggala
Хаггала - это стиль бедуинов, которые живут в оазисах Сахары. Хаггала переводится как "подпрыгивать". Это очень энергичный танец, в котором акцент делается на работу бедер.
Движения включают хлопки ладонями и прыжки (прыжки в основном используют мужчины). Мужской танец хаггала напоминает Дабку. Традиционная женская одежда для этого стиля - платье и юбка со множеством воланов.Сива - Siwa
На границе с Ливией, в пустыне Сахара, среди гор находится бедуинское поселение Сива. До недавнего времени Сива была самым недоступным из оазисов Египта. Жители Сивы имеют свою культуру и свои обычаи, они говорят на берберском языке, который отличается от арабского.
В танце основной акцент делается на движения бедер. Этим стилем танца обладает узкий круг профессионалов. Традиционная одежда для этого стиля - голобея до колен и шаровары, платок на голову, закрывающий половину лица. Женщины любят использовать много аксессуаров для рук (также как женщины Персидского залива).
Дабка - Dabka
Дабка-это зажигательный фольклорный танец из Ливана, непременный атрибут народных празднеств еще с древних времен. Дабка танцуется в тесном мужском кругу.Халиджи - Khaligi
Халижи - стиль народного танца, который представляют во всех странах Персидского залива. Халиджи в переводе означает "залив", и в танцевальном мире этим словом называют музыку и танцевальный стиль из области Персидского залива Аравийского полуострова: Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Оман.
Этот танец показывается женщинами для женщин, и делается акцент на красоте необычного костюма и волос танцовщицы. Традиционная одежда для этого стиля - Абая (фустан халиги), длинная и очень свободная туника, богато украшенная вышивкой. Ее огромные рукава время от времени используются как капюшон, чтобы обрамить скользящие линии головы, или же кокетливо - в качестве вуали. Движения включают четкие быстрые тряски плечами, вращения и удары грудью, хлопки ладонями в разном ритме и шаги, а также мотание распущенными волосами из стороны в сторону.Автор: Ирина Рукавицкая
Некоторые говорят, что для занятия восточными танцами нужен животик. А я наоборот занялась бы танцами, чтобы его убрать. Восточный танец подходит для моих целей?
|