О Движении и покое
До появления на этот свет плод уже живого человеческого детёныша находится в чреве матери, как правило, сидя со скрещенными ногами, то есть в положении, напоминающем “падмасану“. И не дышит через нос. Некоторые источники называют это отсутствующее дыхание “пренатальное” или дородовое дыхание. Говорят, что плод дышит через пуповину и его рассудок находится в состоянии относительного покоя. Тексты йоги утверждают, что в течение девятого лунного месяца пребывания в утробе матери, плод овладевает знанием.
Перед самым появлением на этот свет плод, как правило, переворачивается головой “вниз” относительно тела матери, чтобы именно голова первой прошла по родовому пути и появилась первой на этот свет. Если представить себе женщину, рожающую сидя, то есть так, как это и должно происходить (“сидя” в данном контексте значит “стопы на полу полностью, ноги согнуты в коленях, стул не предлагается, так как плод может повредить голову при ударе…”) (вариант “уткатасаны“), то при движении наружу плод принимает положение, напоминающее стойку на голове.
Геранда называет это положение “випарита карани мудра”. Ширсасана – более “современное” название указанного положения и представляет собой всего лишь подготовительный этап. Некоторые дети проходят родовой канал относительно быстро, некоторые – относительно медленно. Следует отметить, что во время прохождения по родовому каналу, плод продолжает не дышать через нос…
Плод полностью выходит из родового канала и только после этого вдыхает через нос. Некоторые дети выдыхают с криком. К сожалению, в современных родильных домах новорожденных детей шлёпают по попкам, а то и по спинкам, стимулируя таким образом, как представляется врачам, внешний, послеродовой (постнатальный) дыхательный процесс. В то же время новорожденному наносят ужасную травму.
О том, как цивилизованный или урбанизированный человек поощряет жесточайшие в Природе роды своего потомства, можно почитать в более специальной литературе.
Вот он, долгожданный миг “свободы”! Пуповину обрезают и пренатальное дыхание заканчивается. Таков первый шаг к ощущению отдельности от мира. Новорожденный переходит на так называемое “постнатальное“, послеродовое дыхание.
Новорожденный дышит через нос, однако если понаблюдать, то можно заметить, что при вдохе мягкие ткани в районе подъяремной впадины двигаются вверх и вниз с характерным звуком, возникающим при трении втягиваемого воздуха о заднюю стенку верхних дыхательных путей. Напоминает “удджайи“, неправда ли? Удджайи – естественный процесс.
После появления на этот свет новорожденный долгое время лежит на спине без особых демонстраций явных проявлений внешнего движения. Он фактически находится в собственном дерьме, потому что не “знает” как из этого дерьма выбраться. Дают себя знать результаты прохождения по родовому каналу.
Он с трудом понимает, что произошло и куда он попал. Если ему повезло с мамашей, то ноги ему не связывают, и со времением он начинает ими активно двигать, подтягивая коленки к животику. То одну ножку, то другую (“паванамукта“), то обе одновременно (“халасана“, перевернутая “пащимотана“).
Со временем маленький человечек начинает вертеть головой из стороны в сторону, что в конце концов приводит к переворачиванию сначала на бок (“ананта-асана“), а затем и на животик (“буджанга“, “данура“), оказывая естественное давление на область пупка и подперев тельце руками. Не всякий взрослый может себе позволить такое положение и такую подвижность шеи и плечевых суставов. Следует отметить, что шея, плечевые суставы и область таза – это места накопления наибольших напряжений (вата-доша). Дальше – больше. Он, лежащий на животике, подперев тельце предплечьями, расправляет пальчики рук. Пальчики ног уже давно и практически непрерывно двигаются. Особенно большой пальчик.
Через некоторое время “товарищ” понимает, что попеременные и координированные движения конечностей (головы на шее, рук и ног) (“карана“) позволяют передвигаться быстрее и эффективнее, чем перекатывание из стороны в сторону. Так проявляется ползание по-пластунски подобно лягушкам, ящерицам и змеям. При этом область пупка остаётся прижатой к поверхности, по которой это передвижение осуществляется. Приблизительно в это же время маленький человечек понимает, как и что нужно сделать, чтобы лежать на животике, подтянув к животику согнутые в кленках ножки (“мандука“). Многие детки в таком положении спят. Через некоторое время и в результате многих попыток ребёнок понимает, что нужно сделать для того, чтобы сесть.
Итак, чтобы сесть без “помощи” подушек и обезумевших мамаш и и прочих родственников, ребёнку нужно сначала научиться передвигаться по доступной поверхности, используя руки, ноги, голову и позвоночник, и уже из этого положения становиться на четвереньки, и только затем садиться или на пятки, или между пяток (“ваджра“, “мандука“, “курма“).
В этот же промежуток времени ребёнок понимает, что нужно сделать, чтобы сесть из положения лёжа на спине, а именно: он слегка поворачивается на бок, упирается ручками о поверхность, сгибает в колене ножку, соответствующую стороне поворота и принимает положение сидя. Здесь возможны вариации. Он может сидеть с условно прямыми в коленях ногами (“данда“), с согнутими в коленях ногами (вовнутрь, “бадда-кона“, вовнутрь и наружу (“вама-дэва”, “вира”). Принимая эти сидячие положения, он может двигать туловищем из стороны в сторону, изучая энергии поясницы.
Скоростное передвижения на четвереньках – последнее звено в цепи превращений, то есть подготовительных движений к самостоятельной ходьбе. Из положения на четвереньках ребёнок рано или поздно встанет с коленей, оттолкнувшись ручками и ножками от пола (“адо-мукка-швана“). В этом положении он тоже наблюдает мир. И находит его довольно занимательным процессом.
Из положения на четвереньках ребёнок принимает положение сидя на корточках (“уткатасана“) и уже из него совершает настойчивыет попытки встать на согнутые, а затем и на выпрямленные в коленках, ножки. Как правило, в первое время попыток встать ребёнок ищет опору и хватается руками за всё, что попадает под руку. Какое-то время после вставания он будет передвигаться, держась за опору (стенку, шкаф и т.п.). В это же время осуществляются многочисленные падения на задницу, которые не вызывают особого неудовольствия. Падения носом (лбом) вниз приносят меньше радости как ребёнку, так и родителям.
Затем ребёнок понимает, что нужно сделать для того, чтобы пойти самостоятельно!!! Это событие вызывает неописуемую радость. Затем он бежит.
Таким образом ребенок, откликаясь на движения жизненной силы (вайю) изнутри, постепенно и длительное время осваивает движение “наружное”.
Внутренний покой и движение изнутри наружу стоят за всякой проявленной, внешней формой. Вероятно, в обратном порядке, то есть изучая и используя движение внешней формы, имеет смысл восстанавливать состояние внутреннего покоя.
Автор: Андрей Рожнов
Комментарии
Статья отличная, побольше бы качественного материала на тематических сайтах. Пока отсеешь зерна от плевел...
|
|||
Как все просто и, одновременно, сложно
|
Оставьте комментарий