Сумо подлинное и ложное, прошлое и настоящее
Продолжаем серию статей эксперта Александра Родина на тему «Мифы и реальность в мире боевых искусств». Часть 2.
Гиганты в пелёнках
сотрясают землю
и пробуждают небо,
взывая к богам
сотрясают землю
и пробуждают небо,
взывая к богам
История сумо, согласно мифам и легендам, уходит в глубокую древность и насчитывает более 2000 лет. Прародителями сумо, предположительно являлись китайские виды борьбы сян-пу и дзюэ-ди, Но более чем двухтысячелетний путь, проделанный им в стране Восходящего Солнца, привнёс в него столько истинно японского, что сегодня его вполне обоснованно можно считать чисто японским искусством.
Одна из самых популярных версий появления сумо, говорит о том, что в 230 г. до н.э. состоялись первые состязания по сумо, на которых присутствовал император Суйнин. Победителем на них стал Номи-но Сукунэ, признанный прародителем сумо и возведенный в ранг синтоиского (синто - путь богов) божества-покровителя сумо. Исторически достоверным фактом рождения сумо считается 642 г.н.э., именно с этого года согласно указу императора начали проводиться ежегодные турниры борцов сумо.
Примерно в тоже время сумо начало размежевываться на боевое и ритуально-религиозное. На протяжение своей многовековой истории "боевое" сумо полностью потеряло своё прикладное значение, отчасти влившись в дзю-дзюцу. Ритуальное же сумо стало для европейцев визитной карточкой Японии.
Европейцы воспринимают сумо, как ещё один вид спорта, японцы же как ритуальное действо посвящённое богам синтоиского пантеона (ками - божественные предки и духи природы, то есть это религия японцев и только для японцев). Именно поэтому рикиси или сумотори (борцы сумо) столь знамениты и почитаемы в Японии, по сути являются национальными героями.
Ёкодзуна (почётный титул - чемпион чемпионов) опоясывается канатом из рисовой соломы, используемым для служб в синтоистких храмах и приравнивается к живому божеству (титул ёкодзуна появился примерно 300 лет назад и за все эти годы присуждался не более чем 50-ти борцам).
Заниматься сумо начинают в 10 -12 лет, а на "пенсию" выходят в 30 - 35 лет весь этот период рикиси (сильный муж) живут в специальных, закрытых школах, подчиняясь суровому распорядку. Подъём с первыми лучами солнца, в шесть часов утра начинается четырёхчасовая тренировка, в одиннадцать - ванна, завтрак, трёхчасовый сон, вечером ещё одна тренировка, правда менее напряженная, ужин (во время которого можно выпить пиво или саке) и наконец сон. Еда в тренировочном процессе занимает едва ли не главенствующее место, так как средний вес сумотори начинаясь со 100 кг - стремится к 200 кг, и при прочих равных условиях лишние килограммы играют решающую роль для достижения победы. При столь внушительном весе рикиси обладают завидной подвижностью, гибкостью и растяжкой, сесть в "шпагат" или стать в "мостик" ни для кого из них не составляет труда. К сожалению, природу не обмануть и продолжительность жизни этих гигантов значительно ниже длительности жизни обычного японца.
И так, что же собой представляет сумо, какие правила, ритуалы и традиции являются его основой в Японии. На священном дахё (глиняный помост посыпанный песком, глина и песок для сооружения которого должны быть определённого качества и поставляемыми из строго определённых мест) приподнятом над землёй, чуть более 0,6 м, размером 7,27 м на 7,27 м, обозначен круг (тавара) диаметром около 4,55 м внутри которого обозначают друг против друга две черты, за которыми перед началом схватки, на корточках, сидят борцы, старающиеся силой своего взгляда сломить волю противника.
Над помостом на столбах, а если это невозможно, на тросах, к потолку зала подвешивается крыша синтоисткого храма с которой свисают драпировки и кисти. Перед началом поединков, для получения божественного благословения дахё засевают 6-тью священными предметами: рисом, каштаном, водорослями, сушёными кальмарами, солью, китайским мискантусом (китайский камыш), которые поливают освящённым саке.
На борцах вовремя схватки надет только пояс (тори-маваси), представляющий собой полосу ткани, длиной до 9-ти метров и шириной 80 сантиметров, сложенную и закреплённую на бёдрах рикиси определённым образом.
Своеобразна высокая причёска сумотори, волосы собраны на макушке в узел, причём мастер и начинающие борцы носят разные причёски, пришедшие в наше время из далёкого прошлого и являющиеся визитной карточкой борца сумо, благодаря которым его не возможно спутать ни с кем.
Перед началом состязания проходит парад всех участников, во время парада самый заслуженный борец несет церемониальный меч. Рикиси высших рангов шествуют в кесэ-маваси, определённым образом изготовленным куском шёлковой ткани шириной 68 см и длиной более 6 м, расшитой золотом. Кесэ-маваси закрепляется на талиях борцов таким образом, что спереди свисает "передник", на котором высокохудожественно вышиты имя борца и имя его ками-покровителя.
Предваряя схватку рикиси разбрасывают по рингу соль "очищая пространство", хлопают в ладоши, привлекая внимание добрых ками, вытягивая в стороны руки раскрытыми ладонями в верх, показывая, что они безоружны, затем поочерёдно высоко поднимают ноги и с силой топают, дабы изгнать из зала злых ками. Собственно схватке предшествует борьба характеров, борцы сходятся почти в плотную и взглядом пытаются испепелить противника. Эта психологическая схватка в старые времена могла длиться очень долго и порой, один из соперников, не выдержав её, сдавался. В начале 20-го века время на психологическую обработку противника было ограничено десятью минутами, в дальнейшем оно сокращалось до четырёх, а позже и до двух минут. Сама же схватка весьма быстротечна и часто заканчивается практически сразу после гонга, редко длится более 2-3 минут.
После окончания последней схватки один молодой, но имеющий достаточно высокий ранг рикиси, исполняет ритуальный танец с луком, которым и закрываются состязания.
В поединках запрещены удары и побеждает тот, кто заставит противника выйти за пределы круга или коснуться земли любой частью тела, кроме ног. В традиционном сумо весовые категории отсутствуют (в международных соревнованиях они есть), женщина не может даже ступить на дахё (в международной практике женщины занимаются сумо).
Мир сумо, это мир традиций, застывший миг прошлого, волей судьбы занесённый в наше время, неукоснительное соблюдение ритуалов и обычаев в тренировках, еде, режиме дня, одежде, причёске, отношениях между рикиси и их отношениях с людьми не принадлежащими к миру сумо. Мастера сумо почитаются национальными героями, идеалом морали и чести, примером для подражания, символом нации, он не может проявить небрежность в поведении, одежде или причёске. Всё это и многое другое строго регламентировано и любое нарушение карается презрением, позором и изгнанием.
Фатахагуро, восходящая "звезда" одной из школ сумо, случайно толкнул жену хозяина школы, за это он был лишен звания, острижен и изгнан из команды. Это проишествие, с современной точки зрения, нельзя назвать даже проступком и простого "извините" в современном обществе более чем достаточно, но в мире сумо всё оценивается с позиции "буси-до" ("путь воина" - кодекс чести самурая), где это расценивалось, как оскорбление.
Вадзима - получив титул ёкодзуна (чемпион чемпионов), решил что может себе позволить пренебречь, устаревшими с его точки зрения традициями. Он начал выступать под собственным именем (традиционно необходим псевдоним), останавливаться в роскошных отелях (во время состязаний необходимо жить только в монастырях) и в целом жить рикиси должен скромно, а он предпочитал дорогие автомобили и роскошь. Вадзима был изгнан из мира сумо, не смотря на то, что являлся ёкодзуна.
О трепетном отношении японцев к древнейшей традиции - говорит и тот факт, что во второй половине Х1Х века ими была выведена порода бойцовских собак Тоза-ину, или как её еще называют собака-сумо. Уникальность Тоза-ину состоит в том, что они принимают участие в боях по правилам сумо, в бою собаки не рычат, не лают и не кусаются. Победившей считается собака сбившая противника с ног, собака чемпион награждается кэсё-маваси , который надевается на неё таким образом, что высокохудожественно расшитый "передник" покрывает её грудь. Легально эти собачьи бои проводятся с 1868 года. Каких трудов японским кинологам стоило подавить врождённые инстинкты собак кусаться и рычать, а вместо этого научить их давить противника массой своего тела, подражая настоящим сумотори, остаётся загадкой.
Исходя из всего выше изложенного понятно, что воспринимать сумо, как вид спорта тоже самое, что храмовые песнопения сравнивать с эстрадными концертами, пляску шамана с брейк дансом, крестный ход со спортивной ходьбой, бриллиант с огранённой стекляшкой.
Автор: Александр Родин
Изображения: kolizej.at.ua
Оставьте комментарий