Аюрведический центр "Сандживни" приглашает Вас на празднование Нового года, предлагаем Вашему вниманию компиляцию материалов на тему "Праздники. 25 декабря в культуре народов мира", подготовленную Шивапури
Праздники - это неотъемлемая часть нашей Духовной Культуры, да и всей жизни. Праздники не придуманы - они объективно необходимы как еда, сон, труд. Это не столько отдых, сколько другое состояние сознания, противопоставленное будням.
По народным представлениям, чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести к хаосу и гибели мира. Праздничных дней в России ХVIII—XIX вв. было много: сто сорок — сто пятьдесят в году. Праздники отмечались обычно всей общиной, в них должны были участвовать все взрослые жители села, деревни, городского квартала или улицы. Игнорирование празднества людьми физически и психически здоровыми рассматривалось как грех, нарушение этических норм и Божьих установлений.
Кроме общинных праздников в русском быту существовали праздники семейные: именины и семейные братчины, отмечавшие важные события в жизни близких родственников, происшедшие в прошлом и завещанные для почитания. Общинные праздники длились несколько дней: от одного до двенадцати, в зависимости от значимости праздника. Многие из них имели так называемые предпраздники и попразднества. Предпраздник был необходим для создания у людей определённого психологического настроя на праздник.
Попразднество решало задачу выведения человека из праздничного состояния в будничную, повседневную жизнь. Семейные торжества проходили обычно в течение одного дня. Каждый из праздников имел свою отмеченную давней традицией программу. Своеобразие праздничного ритуала зависело от самого события, лежавшего в основе праздника, его происхождения и значимости для общества. Каждый праздник имел своих главных и второстепенных действующих лиц, свои атрибуты, песни, заговоры, словесные формулы, нередко и свои специфические блюда.
В истории человечества феномену праздника при надлежит особая роль, ведь празднество - это важная изначальная форма человеческой культуры. Главная черта древнего празднества - его духовный и социальный характер - выражена, в терминах славянских народов, обозначавших праздники: “собор”, “собо-рище”, “собрание”, “сбор”; “толпище”; “сходбище”; “событка”, “собутка”, “соботка”, “субботка”; “куп”, “вкупе”, “купно”(“Купала”). Попытки определить феномен праздника, понять его роль в обществе пред принимались уже в античную эпоху (Геродот, Платон , Аристотель).
Владимир Иванович Даль в “Толковом словаре живого Великорусского языка” толкует слово Праздник как день, посвященный отдыху, не деловой, не работный, день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю и в память события гражданского, государственного, или по местному обычаю, по слу чаю, относящемуся до места, до лица. В.И. Даль чётко разделяет праздники церковные, гражданские и государственные, причём отмечает, что существуют ещё и праздники местные, а также личные.
Самое точное, на мой взгляд, определение праздника я нашёл в книге “Славянская мифология”, встатье С.М.Толстой:
Праздник - одно из главных понятий народного календаря, “сакральное” время, противопоставленное повседневному, “профанному” времени будней. Различаются великие, большие и малые праздники. Праздник отличается от будней запретом на все или некоторые виды работ, который вступает накануне, после захода солнца… Само понимание праздника как опасного для людей разрыва границы между “тем” и “этим” миром составляет элемент языческой карти ны мира. Все праздники, как большие, так и малые, считаются опасными…
Здесь выделен, на мой взгляд, основной момент: любые праздники находятся на грани “того” и “этого” мира и являются опасными.
Фасмер в своём “Этимологическом словаре русского языка” приравнивает слова праздный и порожний. А порожний - это не только пустой, но и находящийся на пороге, на грани миров.
Может быть не случайно у В.И. Даля выделено: празъ - или презъ, черезъ, чрезъ, сквозь, насквозь. Через порог, сквозь грань миров надо пройти.
Из сказанного можно сделать следующие выводы:
Праздник - неотъемлемая составляющая нормального течения жизни.
Сто сорок - сто пятьдесят праздников в году это примерно 40 % времени.
Существуют праздники общинные и личные, семейные.
Праздники могут длиться до 12 дней.
Празднику необходим предпраздник и попраз-днество.
Каждый праздник имеет свою программу, сценарий.
Необходимо особо отметить социальную многофункциональность праздника вообще и календарного праздника в частности. Среди его основных функций: торжественное обновление жизни, коммуникативная и регуляторная роль, компенсаторная, эмоционально-психологическая, идеологическая и нравственно-воспитательная функция.
Праздник в пространстве ноосферы подобен геоактивным зонам в пространстве Земли и биоактивным точкам в пространстве организма. Праздник - сакральное (от латинского засгит - священное) время, противопоставленное времени будней. Это разрыв “мирского” времени, когда люди освобождаются от повседневных дел и забот. Он может заполнять несколько суток, но может укладываться и в несколько минут: молитва, посещение капища, святилища, храма, медитация, духовное песнопение.
Выбор времени и места проведения праздника, подготовка этого места, психоэмоциональное состояние: всё это оказывает влияние как на участников, так и на само пространство-время. Праздники тяготеют к особым местам, многие храмы (святилища, капища и др. места проведения священных обрядов) располагаются на геоактивных точках Земли.
Если праздник проводится в нужное время и в нужном месте, его участники максимально раскрываются для общения, для восприятия. Поэтому и церковь, и государство всегда боролись за контроль над проведением народных традиционных праздников.
Время, в котором мы живём, делится на праздники и будни. В будни мы зарабатываем хлеб насущный, в поте и в труде. Но приходит праздник, когда начинает петь душа, когда хочется думать не только о том, как накормить свою плоть.
Праздник - это мир чувств, эмоций, стихий, это состояние общения человека с Богом в нужное время в нужном месте. На встречу с Богом невозможно опозданье, но правильно выбранное время и место даёт лучший результат. И для гармонии жизни необходимо, чтобы будни были уравновешены праздниками, а праздники буднями.
Праздник - это изменённое состояние сознания. Мир открывается с другой стороны, перестаёт быть обыденным и становится сказочным, волшебным. Современные люди во многом утеряли это состояние, но, тем не менее, они отличают обычный обед от праздничного застолья. Особенности праздника определяют особенности стола.
Праздник - это переходное состояние, когда вести себя обыденным образом не рекомендуется, потому что это можетбыть опасно. К природным, календарным праздникам, которые определяются самим космосом, я добавляю все обряды перехода: зачатие, родины, всевозможные возрастные инициации, дни рождения, свадьбы, похороны, проводы души. Иногда кажется, что они к календарю не имеют никакого отношения. Но от момента зачатия зависит и момент рождения, этим определяется судьба, а значит и кончина.
Известно, что в течение дня существуют, по крайней мере, 4 нестабильные временные точки, которые можно обозначить как полдень и полночь, восход и заход Солнца. Это не те полночь и полдень, которые объяазяются по радио (так называемое декретное время, одним из вариантов которого является Московское время), а истинные полночь и полдень, определяемые астрономически. Это время, исчисляемое минутами (до 2-х часов), является потенциально опасными, критическим, нестабильным, и люди интуитивно стараются в это время не вести активных дел (например, полуденный обед или сон, полуночный отдых и т.д.).
Такие же “времена нестабильности”, достигающие по продолжительности 2-3-х суток, существуют в лунной периодике: новолуния и полнолуния, первая и третья четверти. В это время повышается количество аварий, преступлений, нервных и душевных срывов. Новолуния и полнолуния несут особую энергетику, которая отмечается поэтами, психологами статистиками и чувствительными людьми.
Христианская церковь строго отслеживает эту ритмику: многие праздники пасхального цикла (Масленица, Вербное воскресение, Вознесение) достаточно чётко совпадают с полнолуниями и новолуниями, а Пасха - с первой лунной четвертью. Следует отметить, что на новолуния и полнолуния приходятся солнечные и лунные затмения, делающие эти события еще более опасными. В году обшее количество затмений от 4-х до 7-и. Не все затмения бывают видны. Полные затмения бывают несколько раз в столетие, и молва о них хранится многие лета.
Годовая ритмика также отмечает “критические” времена - это солнцестояния и равноденствия. В народной традиции эти периоды, длящиеся до 12 дней, отмечаются как праздники: Коляда и колядки - на зимнее солнцестояние, Купальские мистерии - на летнее солнцестояние. Между солнцестояниями и равноденствиями находятся особые точки - сречи, которые отстоят от первых на 40-45 дней.
В любом календаре есть устойчивые даты, которые из года в год отмечаются как великие, средние и малые праздники. Эти даты в разных традициях, как правило, не пересекаются. Они, скорее всего, связаны с годовщинами значимых событий. Ведь не случайно мы о отмечаем дни рождения, годовщины свадеб и похорон - праздники перехода. Когда это событие значимо для судеб многих людей, оно становится полномасштабным праздником, но когда оно попадает на “критические” моменты, праздник становится сильным. Так же сила праздника увеличивается, если совмещаются вес три цикла, что реально может выполняться всегда в силу соотношения длительностей этих циклов и “критических” времён. Ведь годовые праздники длятся до 12-ти дней, между лунными четвертями от 6-ти до 9-ти дней, а когда лучше проводить основной обряд - в полночь или в полдень, на восходе или закате, определятся самим характером праздника.
Продолжительность определяется самим характером праздника. Праздники, приходящиеся, например, на солнцевороты отмечаются не один день и строятся по разветвленному, насыщенному сценарию. Но лаже если праздник невелик по продолжительности, у него ооязателыю есть своя программа действий.
Праздник нуждается в настройке, определённых подготовительных мероприятиях. Перед большими праздниками необходим пост подготовка тела и духа к празднику. Хорошим подспорьем бывает баня - она и моет, и чистит, и укрепляет. Для непосредственного вхождения в состояние праздника используют тонизирующий напиток сурицу 6, музыку, свет и цвет. Правильно подобранная музыка, свето- и цветотехника может сильнее воздействовать на психику, чем алкоголь и наркотики. Посещение музыкальных концертов, театрализованных представлений - это отклики с древнейших времён настройки на праздничное настроение. И современные праздники не обходятся без музыки, пения, иллюминации.
Праздник кроме входа имеет и выход. Находясь долгое время в состоянии праздника, нужно грамотно и аккуратно выйти из этого состояния. Люди, проходившие длительное лечебное голодание знают, что вернуться к нормальному питанию достаточно сложно и если не соблюдать определенные правила, можно сильно навредить себе.
Праздник - это обряд перехода. Мир перестаёт быть обыденным и открывается возможность слышать пульс космоса. Современные люди во многом утеряли это состояние, но, тем не менее, они отличают обычный обед от праздничного застолья.
Следует отметитъ, что обряды перехода свойственны как каждому человеку (день рождения, переход в другую возрастную категорию, посвящение в специальность, смерть), так и для общности людей. Минимальная ячейка общества - семья, и семейные праздники: свадьба и годовщины свадьбы по обычаю отслеживаются очень тщательно (вспомните об обряде серебряной и золотой свадьбы). Развод - это тоже праздник. Если семья не сложилась, то необходим обратный обряд перехода. Для крупных сообществ людей, таких как предприятие, район, город, государство, также существуют обряды перехода: Новолетие, День Победы и т.п. Существуют праздники церковные-каждая конфессия имеет свои праздники. А если праздники попадают в космическую ритмику, сила их воздействия увеличивается.
Праздник - это переходное состояние, когда вести себя обыденным образом не рекомендуется, потому что это может быть опасно для жизни человека. Живя в полях космических тел, каковыми являются Солнце, Земля, Луна и другие, ближние и дальние планеты, всё живое испытывает от них постоянное, ритмически меняющееся воздействие. Если человек не чувствует их и не может под них подстроиться естественным образом, как это делают животные, остаётся одно: знать и уметь. Кто предупреждён - тот защищен. В мире даже самые случайные вещи неслучайны.
25 декабря в культуре народов мира
- День Рождения Иисуса Христа является одним из главных христианских праздников. В этот день — 25 декабря — Рождество празднуют не только западные, но и целый ряд православных церквей мира, принявших в начале 20-х годов 20 века Новоюлианский календарь (до 2800 года он будет совпадать с Григорианским).
Этот праздник отмечают миллионы христиан по всему миру, большинство православных церквей. (Русская православная церковь, как и некоторые другие, отмечает Рождество Христово на тринадцать дней позже — по Юлианскому календарю — 7 января.)
Следует отметить, что разница календарей не изменяет сути Рождества. Ведь мы даже не знаем точно, когда именно произошло таинство рождения Христа. Традиция отмечать Рождество Христово 7 января (по Юлианскому календарю) или 25 декабря (по Григорианскому календарю) связана с языческим праздником в честь языческого бога Сатурна, отмечавшимся 25 декабря в Римской империи. Сатурналии являлись неким аналогом современных Рождества и Нового года, объединенных в одно целое. Со временем язычество перестало быть актуальным, и приблизительно в 10 веке церковь решила заменить Сатурналии рождением Иисуса Христа.
- Нардуган. В переводе с тюркского слово Нардуган означает «рожденный солнцем» и символизирует языческий культ Солнца.
Проведение праздника приходится как раз на время, когда начинает расти световой день. Начинается праздник в дни зимнего солнцестояния и празднуется вплоть до празднования Рождества Христова — с 25 декабря до 7 января.
Можно сказать, что Нардуган — это, практически, те же Святки. Основные празднования разворачиваются вместе с увеличением светового дня и, соответственно, усилением солнца, когда, по поверьям, ослабевает действие темных сил.
Праздник символизирует пробуждение природы и торжество жизни. В праздник ряженые с обрядовыми песнями ходили по домам, желая всем радости, здоровья, достатка. Ряженых угощали, как и на святочных колядках. В Нардугане также присутствуют гадания, характерные для святочных праздников.
Этот праздник под разными названиями известен у всех восточных народов России. Татары, башкиры и удмурты празднуют Нардуган, татары-кряшены — Раштуа, чуваши — Нартаван, эрзя — Нардава, мокша — Нардаван.
Сегодня светлый праздник Рождества — одна самых красивых христианских традиций. За долгие века сформировалось множество традиций его празднования — традиционные елки, вертепы, богослужения и застолья. Но в той или иной стране к общепринятым правилам добавляются и местные обычаи, придающие этому празднику национальные черты и самобытность.
_ Коляда. «Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи».
А. Стрижев «Народный календарь»
Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Овсенем.
Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 5—6 января.
Славяне отмечают Коляду, когда день «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце.
Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотвроца.
Родиною дивного Спиридона был остров Кипр. Сын простых родителей и сам простодушный, смиренный и добродетельный, он с детства был пастырем овец, а пришедши в возраст, сочетался законным браком и имел детей. Он вел чистую и богоугодную жизнь. Подражая - Давиду в кротости, Иакову - в сердечной простоте и Аврааму - в любви к странникам.
Прожив немного лет в супружестве, жена его умерла, и он еще беспрепятственнее и усерднее стал служить Богу добрыми делами, тратя весь свой достаток на принятие странников и пропитание нищих; этим он, живя в миру, так благоугодил Богу, что удостоился от Него дара чудотворения: он исцелял неизлечимые болезни и одним словом изгонял бесов. За это Спиридон был поставлен епископом города Тримифунта в царствование императора Константина Великого и сына его Констанция. И на епископской кафедре он продолжал творить великие и дивные чудеса.
Приглашаем Вас 25 декабря в аюрведический центр "Сандживни"
Компиляция: Шивапури
Оставьте комментарий